Студенты в будущем станут не только профессионалами в некой сфере, работающими на предприятиях, но, возможно, еще учеными. Для подготовки в этом направлении молодые люди выполняют многообразные виды и формы научно-исследовательской работы.
В самом общем виде виды и формы научно-исследовательской работы характеризуют, как различные по объему и сложности проектами, которые выполняются самостоятельно или с помощью преподавателя, научного руководителя, направлены на углубление студенческих знаний.
Виды | Формы |
Реферат | Участие в конференциях |
Эссе | Подготовка тезисов |
Проект | Написание и публикация статей |
Контрольная | Работа в секциях |
Курсовая | |
Диплом |
Научно-исследовательские работы обязательны в каждом высшем учебном заведении, предусмотрены учебными планами. Специфика, количество и структура определяется профилем кафедры или факультета.
Виды научно-исследовательской работы студентов
Львиная часть видов научно-исследовательской работы выполняется во внеурочное время, а также самостоятельно. Преподаватель проконсультирует, указывает на ошибки. Независимо от особенностей ВУЗа студенту встречаются следующие виды научно-исследовательской работы:
- Реферат. Это научное исследование теоретического характера объемом 12-17 страниц. Для написания хватит нескольких источников и умение анализировать теоретический материал. К рефератам не выдвигается жестких требований по уровню оригинальности текста или глубины анализа. Типичная структура реферата состоит из введения, основной части, выводов и списка литературы. Создавая реферат, студент учится:
- Искать и конспектировать информацию.
- В самом общем виде обосновывать целесообразность выбора тематики.
- Подбивать итоги анализа.
- Выполнять базовое оформление научного текста.
- Эссе. Объем также невелик, но само исследование носит творческий характер. Смысл эссе сводится к выдвижению базовой гипотезы и тезисов, которые подтверждаются аргументами. Последними выступают примеры из жизни, общеизвестные факты, личный опыт, отсылки к мнениям фундаментальных ученых. Базовое требование к эссе – полное отсутствие плагиата, содержание исключительно мнения автора.
Эссе учит студентов:
- Формулировать собственные идеи.
- Писать используя публицистический стиль.
- Находить аргументы.
- Опровергать контраргументы.
- Логично и четко высказывать мнение.
- Проект. Проект представляет собой научную работу одного или нескольких студентов в рамках изучаемой темы. Кроме того, проекты часто выступают инициативой самих студентов, когда целью становится не получение оценки, а проведение собственного исследования. Проекты научат:
- Планировать исследование.
- Организовывать оригинальные разработки.
- Находить нестандартные решения.
- Основам научной деятельности.
- Контрольная. Это задание, выдаваемое преподавателем, для демонстрации уровня полученных знаний или усвоения новых. От студентов требуется самостоятельно найти решение, ответы на вопросы, разобрать кейсы. Контрольные помогут научиться:
- Искать информацию.
- Выполнять самостоятельно расчеты.
- В деталях соблюдать требования.
- Курсовая. Курсовая содержит анализ не только теории, но и практики. Работа демонстрирует знания, полученные при изучении конкретной дисциплины. Типичная курсовая состоит из двух-трех глав, одной – теоретической, двух аналитическо-рекомендационных. Благодаря курсовой студент сможет:
- Отбирать, критически анализировать информацию.
- Обосновывать значительность выбранной темы.
- Применять теоретические знания к реалиям.
- Выявлять проблемы, тенденции, особенности.
- Предлагать рекомендации по улучшению.
- Оформлять научные тексты.
- Дипломная. Это сложный вид научно-исследовательской работы. Структурой диплом похож на курсовой проект, однако исследование намного глубже и шире. Требуется изучить четыре-пять десятков источников, проанализировать состояние дел на практике, не только предложить рекомендации по устранению проблем, но также обосновать целесообразность расчетами. Диплом поможет узнать, как:
- Работать с большим объемом информации.
- Оценивать новизну, достоверность источников.
- Критически анализировать мнения других ученых.
- Предлагать оригинальные нововведения.
- Защищать собственные идеи перед учеными.
Формы научно-исследовательской работы студентов
Эти научно-исследовательские работы в большей степени подготавливают студентов к научной деятельности.
- Конференции, симпозиумы. Представляют собой публичные выступления с материалами статей или тезисов с последующим обсуждением.
Они учат:
- Вести научные дискуссии.
- Кратко, четко рассказывать смысл проведенного исследования.
- Выступать перед аудиторией.
- Подготовка тезисов. Иногда хватает для участия в конференции подготовить и опубликовать в специальном сборнике тезисы. Как правило, это одна-две страницы текста, посвященного проведенному автором теоретическому анализу.
Это научит студентов:
- Выполнять базовые требования издательств.
- Кратко формулировать собственные мысли.
- Четко передавать смысл работы.
- Написание, публикация статей. От студентов последних курсов требует написать, а потом опубликовать статью. Тема либо совпадает с направлением дипломного исследования или же кафедра предоставляет перечень востребованных для конкретного издания тематик.
Написание статьи помогает:
- Кратко излагать результаты многостраничного исследования теоретического или практического характера.
- Узнать требования научных изданий к публикациям.
- Изучить процедуру опубликования, особенности рецензирования, общения с редактором.
- Работа в секциях. В секциях с помощью преподавателей глубже изучается дисциплина или отдельные узкие темы.
То есть изучается либо предмет, либо проблема. На секциях получаются следующие навыки:
- Умение заниматься исследовательской работой в команде.
- Выполнение нестандартных научных проектов